"Музырики"

Музыкальный руководитель Евстафьева Александра Сергеевна.
Музыкальный руководитель
Евстафьева Александра Сергеевна

Программа  по  логопедической  ритмике  «Музырики»  является вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопедов и музыкального  руководителя  по  коррекции  различных  нарушений  речи дошкольников.  Занятия  по  логоритмике  предполагают  использование здоровьесберегающих  технологий,  которые  оказывают  благотворное  влияние на здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и  оздоровительные  упражнения,  игровой  массаж  и  самомассаж,  играют  в речевые и пальчиковые игры.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование  его  речи,  овладение  двигательными  навыками,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире,  понимание  смысла  предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Программа занятий

Занятия включают следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

выработка продолжительного речевого выдоха,

тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.

На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову.

 Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговоркиобязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

При составлении тематического плана  выделяются  следующие направления работы:

• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Название занятия

Содержание

Месяц

1

В гостях у леса (Деревья и кустарники)

§ Песня-игра «Листочки» (7, с.16)

§ Двигательные упражнения «Прогулка в лес» (10, с.8)

§ Пальчиковая гимнастика «Деревце»

§ Игра «Деревья» (11, с.9)

§ Упражнение для передачи ритмического рисунка (20, с.6) § Артикуляционная гимнастика (по плану логопеда) § Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» (3, с.6) § Дыхательное упражнение «Ветерок (f,mf,p)» (17, с.65)

Октябрь

2

Лунтик и его друзья. (Насекомые)

§ Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с.54) § Песни «Комар», «Жуки» (14, ч.1, с.98,99) § Артикуляционная гимнастика «Муравьи» (10, с.172) § Пальчиковая гимнастика «Кокон» (10, с.166-167) § Дыхательная гимнастика «Поймаем бабочку» (13, с.38) § Упражнение на развитие общей моторики «В полюшке за бугром» (8, с.11) § Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» (3, с.6)

3

Лесной дары. (Грибы.Ягоды)

§ Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ) (17, с.83) § Упражнение на развитие координации «По ягоды» (15, с.140) § Упражнение на развитие мимики «Малиновое и клюквенное варенье» § Пальчиковая игра «Грибочки» (17, с.122) § Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8, с.6-7) § Песня «Загадка» (2, с.47-48) § Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3, с.14-15)

4

Осеннее настроение (Осень)

§ Фонопедическое упражнение «Погреемся» (17, с.81) § Песня-игра «Листочки» (7, с.16) § Пальчиковая гимнастика «Осень» (15, с.245) § Логопедическая распевка «Кормушка» (5, с.12) § Коммуникативная игра «Туча» (10, с.44) § Ритмическая игра «Капли» (11, с.28) § Упражнение на дыхание «Дует, дует, ветерок» (по плану логопеда)

5

Овощная семейка (Овощи)

§ Пение «Гимн ноябрю» (14, ч.2, с.22) § Упражнение на развитие общей моторики «На огороде» (9, с.16) § Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды…» (15, с.131) § Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76) § Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за мной» (20, с.4) § Упражнение на развитие координации речи с движением «Грядка» (15, 199) § Массаж «Капуста» (17, с.110) песня-хоровод «Семейная огородная» (19, с.158)

Ноябрь

6

Фруктовое ассорти  (Фрукты)

§ Пение «Груша» (5, с.13) § Упражнение на развитие мимики «Лимон», «Яблочное повидло» § Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (15, с.251) § Упражнение на развитие общих речевых навыков, координации речи и движения, развития мелкой моторики «Садовник» (15, с.251-252) § Хороводная игра «Яблоня» (15, с.136) § Коммуникативный танец-игра «Веселые пары» (3, с.14-15)

7

Рассказ лягушки-путешественницы. (Перелетные птицы)

§ Упражнение на развитие общей моторики «Журавль» (8, с.5) § Песня «Лягушки и журавлики» (2, с.38-40) § Артикуляционная гимнастика по плану логопеда. § Упражнение на развитие координации и правильного дыхания «Журавли учатся летать» (15, с.258) § Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3, с.14-15) § Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9, с.24) Танец-игра «Не грусти» (20, с.61)

8

Поход в зоопарк (Дикие животные)

§ Логопедическая распевка «Звери» (5, с.26-27) § Песня «Ежик» (14, ч.3, с.104) § Упражнение на развитие общей моторики «Про медведя» (8, с.14) § Чистоговорка с массажем «Кенгуру» (17, с.94) § Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17, с.74-76)

§ Упражнение на развитие мимики и звукоподражания «Зоопарк» (4, с.178)

§ Арт.гимнастика «Обезьяны» (10, с.129)

9

У бабушки в деревне (Домашние животные)

§ Фонопедическое упражнение «Корова» (17, с.88)

§ Логопедическая распевка «Корова», «Конь» (5, с.23-24) § Упражнение на развитие мелкой моторики «Дудочка» (19, с.30-31)

§ Песня «Котенок» (14, ч.2, с.27)

§ Арт.гимнастика «Собака» (10, с.133-134)

§ Упр.на дикцию и мелк.моторику «Кот-царапка» (7, с.68-69)

Декабрь

10

Птичий двор (Домашние птицы)

§ Фонопедическое упражнение «Петушок» (10, с.42) § Логопедическая распевка «Утки», «Петух» (5, с.22-23) § Песня «Гуси» (14, ч.2, с.78) § Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по плану логопеда) § Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь» (11, с.178-179) § Упражнение -игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси» (4, с.175-176)

11

Зимние приключения (Зима)

§ Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с.74) § Песня «Елка» (14, ч.3, с.99) § Речевая игра с движением «Снеговик» (17, с.139) § Упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений «Снеговички и сосульки» (17, с.78-79) § Упражнение на развитие координации и ритма «Зима» (7, с.41) § Игра «Зимняя пляска» (8, с.20) § Комплекс дых.упр. «Погреемся» (17, с.72)

12

Приключения вороны (Зимующие птицы)

§ Фонопедическое упражнение «Метель» (10, с.74) § Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка» (5, с.25) § Упражнение на развитие ритма «Воробьи, воробышки» (7, с.37-38) § Игра «Зимняя пляска» (8, с.20) § Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» (15, с.258) § Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3, с.7) § Упражнение на дыхание «Ворона» (7, с.34)

13

Зимние забавы (Зимние развлечения)

§ Фонопедическое упражнение «На коньках» (17, с.84) § Речевая игра «Ты, мороз» (17, с.74) § Упражнение на развитие общей моторики «Игра в снежки» (8, с.17) § Артикуляционная гимнастика «Катание на санках» (11, с.59) § Упражнение на развитие координации и ритма «Зима» (7, с.41) § Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся» (17, с.72)

Январь

14

Пока все дома (Семья)

§ Логопедическая распевка «Доброе утро» (17, с.51) § Песня «Мы в городе родились» (14, ч.1, с.22) § Пальчиковая гимнастика «Семья» (5, с.14) § Артикуляционная гимнастика по плану логопеда § Упражнение на развитие координации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем» (17, с.71) § Коммуникативный танец-игра «Семейный вальс» (2, с.16-17)

15

Я люблю свою Родину. (Россия.Наш край)

§ Фонопедическое упражнение «Глобус» (13, с.40) § Песня «Родной край» (2, с.48-49) § Упражнение на развитие координации «Береза» (15, с.318) § Артикуляционная гимнастика по плану логопеда § Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9) § Упражнение на развитие координации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем» (17, с.71) § Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» (10, с.9)

16

Дом, в котором я живу (Дом.Здание.)

§ Фонопедическая игра «Строим дом» (13, с.39) § Песня «Мы в городе родились» (14, ч.1, с.22) § Пальчиковая игра «Песочный дом» (17, с.121) § Ритмическая игра «Молоток» (10, с.121-122) § Артикуляционная гимнастика «Маляры» (10, с.125) § Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» (8, с.20-21) § Коммуникативная игра «Ворота» (9, с.26)

Февраль

17

Новоселье (Мебель)

§ Логопедическая распевка «Стул» (5, с.19) § Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19) § Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» (15, с.279) § Артикуляционная гимнастика по плану логопеда § Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» (8, с.20-21) § Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3, с.7) § Коммуникативная игра «Улыбнуться не забудь» (19, с.42)

18

Фиксики в гостях у ребят (Электроприборы)

§ Коммуникативная игра «Провода» (по плану логопеда) § Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» (8, с.7) § Пальчиковая гимнастика «Телефон» (по плану логопеда) § Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174) § Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8, с.6-7) § Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» (4, с.177) § Игра на расслабление «Пылесос и пылинки» (9, с.64)

19

Защитники Отечества (23 февраля)

§ Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39) § Песня «Гимн февралю» (14, ч.2, с.50-51) § Игра «Оловянный солдатик» (8, с.5) § Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе.Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174) § Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106-107) § Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105) § Упражнение на развитие координации «Самолет» (11, с.81)

20

Марья-искусница (Одежда)

§ Логопедическая распевка «Платье», «Брюки» (5, с.17-18) § Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» (4, с.177) § Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9) § Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8, с.6-7) § Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за мной» (20, с.4) § Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

Март

21

Как Зайчонок маму искал (8 марта)

§ Логопедическая распевка «Мамочка» (5, с.24) § Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19) § Артикуляционная гимнастика «Обиделась мама» (10, с.120) § Игра « С любовью к маме» (8, с.9) § Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76) § Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках» (2, с.9-10) § Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

22

Обувной магазин (Обувь)

§ Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» («нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану логопеда § Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» (5, с.18-19) § Упражнение на развитие мимики («Новые туфли», «Ботинки порвались», «Грязные башмаки») по плану логопеда § Упр.на коррекцию речи и движения «Башмачок» (11, с.119) § Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (15, с.146) § Коммуникативный танец-игра «Сапожники» (3, с.29)

23

Волшебная шляпа (Головные уборы)

§ Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102) § Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды «швов»: ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану логопеда § Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» (4, с.177) § Пальчиковая гимнастика «Головные уборы» по плану логопеда § Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8, с.6-7) § Коммуникативный танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

24

Федорино горе (Посуда)

§ Фонопед.упр. «Чайник» (7, с.52-53) § Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» (5, с.21-22) § Упражнение на развитие творческого воображения, общих речевых навыков «Чайник» (15, с.153-54) § Пальчиковая гимнастика «Посуда» по плану логопеда § Речевая игра с муз.инструментами «Кухонный оркестр» (17, с.137) § Коммуникативная двигательная игра «Тамди-песенка» (17, с.51-52)

25

Маша ждет гостей (Продукты питания)

§ Логопедическая распевка «Каша» (5, с.21) § Артикуляционная гимнастика «Пирожки» (10, с.101) § Пальчиковая гимнастика «Чебурек» (11, с.164) § Упражнение на дыхание «Каша кипит» (9, с.15) § Упражнение на развитие мимики «Конфета», «Горячий чай» (7, с.53) § Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76)

Апрель

26

Лунтик вернулся

(Весна.Растительный мир)

§ Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» (17, с.82) § Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» (17, с.123) § Песня «Травка-муравка» (14, с.24) § Артикуляционная гимнастика «Белка шишку грызет» (11, с.17) § Упражнение на развитие координации «Клен» (15, с.190-191) § Коммуникативный танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

27

В лесу весной (Весна.Животный мир)

§ Фонопедическое упражнение «В лесу весной» (9, с.81-82) § Песня «Целебные звуки» (14, с.83) § Упражнение на развитие координации «Солнышко» (15, с.333) § Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17, с.74-76) § Упражнение на развитие мимики «Лиса» (10, с.106) § Артикуляционная гимнастика «Белка шишку грызет» (11, с.17) § Коммуникативная двигательная игра «Тамди-песенка» (17, с.51-52)

28

Паровозики из Чагинтона(Виды транспорта)

§ Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас лес» (17, с.88-89) § Песня «Мчится паровоз» (14, ч.3, с.107) § Пальчиковая игра «Веселится детвора» (17, с.122) § Упражнение на развитие координации «Самолет» (15, с.174) § Упражнение на развитие координации «Теплоход» (15, с.174) § Упражнение на развитие координации «На шоссе» (15, с 292) § Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

29

Пожарный Сэм

 (Профессии на транспорте)

§ Фонопедическое упражнение «Космонавт» (Ракета), «Ракета приземлилась» (17, с.83, 84) § Упражнение на развитие общей моторики и координации «Ракета» (15, с.202) § Логопедическая распевка «Песенка шофера» (Грузовик) (5, с.27-28) § Упражнение на развитие координации «Летчик» (15, 176-177) § Пальчиковая гимнастика «Пилоты» (10, с.114) § Упражнение на развитие координации «На шоссе» (15, с 292) § Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

Май

30

На парад идут солдаты (День Победы)

§ Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39) § Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174) § Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106-107) § Артикуляционная гимнастика «Парад» (10, с.112) § Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105) § Упражнение на развитие координации «Самолет» (11, с.81)

31

Маша идет в школу (Школа)

§ Фонопедическая гимнастика «Буратино на уроке» (11, с.171-172) § Пальчиковая гимнастика «В школу скоро я пойду» (15, 341) § Пение «До свиданья, сад!» (2, с.37) § Речевая игра «Эхо» (11, с.161) § Упражнение на развитие координации движений «Раз-два» (11, с.170) § Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3, с.7)

32

Мы уже не малыши! (Итоговое)

§ Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102) § Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (15, с.179) § Комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик в детском саду» (17, с.70) § Речевая игра «Эхо» (11, с.161) § Упражнение на развитие мелкой моторики и ритма «Упражнение с деревянными палочками» (19, с.38) § Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3, с.7)

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie